«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

Главная :: Видео :: Статьи :: Библиотека :: Схемы :: Список литературы :: Глоссарий

 

СТАТЬИ

 

- Понятие информационного менеджмента

- Предметная область информационного менеджмента

- Задачи информационного менеджмента

- Информация как ресурс управления

- Особенности восприятия информации и информационного усвоения

- Информационная инфраструктура организации

- Современные информационные технологии в системе управления

- Роль современных информационных технологий в появлении новых организационных форм предприятий

 

- Информационная инфраструктура организации -

 

Использование информационных технологий является обязательной частью любого современного предприятия. Насколько эффективно информационные технологии применяются в организации зависит ее успешность, конкурентоспособность и стоимость. Что же представляет информационная инфраструктура предприятия?

Информационная инфраструктура (ИТ инфраструктура) - это совокупность информационных технологий, аппаратных и программных средств, средств связи и телекоммуникаций на базе бизнес-процессов в организации.  

Инфраструктура состоит из следующих составных частей:

- компьютреры и серверы;

- программное обеспечение серверов и рабочих станций;

- данные и средства хранения данных;

- оргтехника (принтеры, копиры, факс аппараты, сканеры);

- сети передачи данных, телефонные сети;

- активное и пассивное сетевое оборудование (маршрутизаторы, коммутаторы, структурированные кабельные сети);

- телефонные станции.

Совместная, связанная работа всех звеньев ИТ системы, их функциональная и техническая совместимость, а также оптимизация в работе и удобство в использовании, являются основными требованиями, предъявляемыми к современной, качественной ИТ инфраструктуре.

Грамотный подбор и организация работы элементов ИТ дают реальную возможность в большой степени повысить эффективность и бесперебойность протекания всех бизнес процессов в целом. ИТ инфраструктура, это не просто очередная статья расходов, это капитальное вложение в успешное развитие бизнеса.

Создание и обеспечение стабильного функционирования ИТ инфраструктуры это многогранный процесс, который необходимо планировать изначально и лучше всего осуществлять в комплексе. Использование комплексного подхода при внедрении ИТ инфраструктуры в Вашем офисе поможет сэкономить значительные денежные средства и избежать многих проблем, связанных с функционированием системы в будущем.

При проектировании ИТ инфраструктуры учитываются не только все существующие на данный момент требования к функционированию системы, но и возможности ее расширения и увеличения количества выполняемых ею задач.

Комплексный подход исключает ошибки, которые могут быть допущены на этапе проектирования системы, что позволяет избежать снижения эффективности работы предприятия в будущем.

Создание ИИ, использующей компьютерные технологии подразумевает комплекс мероприятий который включает в себя:

- организационные мероприятия (определение структуры документов и маршрутов их движения, определение ответственности за виды проводимых мероприятий, определение правил организации разработки программ и структуры базы данных, способы финансирования и другие);

- технические мероприятия (приобретение, установка и техническое обеспечение эксплуатации оборудования, создание кабельной системы);

- определение системного программного обеспечения которое будет использоваться в организации и создание LAN как программно-технического комплекса (установка системного программного обеспечения, организация маршрутизации между подсетями, администрирование сети и работа с пользователями сети);

- обучение сотрудников организации;

- использование при работе с документами стандартного программного обеспечения, организация почтовой службы, организация доступа к Internet;

- проектирование и разработку программных продуктов и создание информационно-аналитической системы (ИАС);

- обеспечение безопасности информации;

- работу службы эксплуатации и внедрения;

- наполнение базы данных;

Обеспечением создания ИИ, использующей компьютерные технологии должны обеспечивать следующие службы (отделы или лаборатории):

1. Техническая служба. Функции – работы по монтажу LAN, установка оборудования, ремонт и замена оборудования.

2. Служба эксплуатации и внедрения. Функции – работа с Заказчиком приложений ИАС по постановке задачи, установка приложений ИАС, подготовка заданий для группы разработки программного обеспечения, обучение персонала.

3. Группа разработки программного обеспечения.

ИАС – это часть программной поддержки информационной инфраструктуры организации, обеспечивающая специальные задачи управления.

При разработке любых программных продуктов существует проблема устаревания программы на момент ее создания и как следствие этого необходимость модификации ее сразу после окончания разработки. Поэтому важными становятся два требования к разрабатываемым в настоящее время программным продуктам и ИАС в частности. Первое – система должна быть открыта, а не являться “вещью в себе”, изменения в которую могут внести только люди, ее разработавшие. Второе – технологии, которые используются во время разработки должны быть по крайней мере современными, а еще лучше учитывать тенденции развития программного обеспечения. Этот пункт относиться как к механизмам, которые реализуются разработчиками программного продукта, так и к тем средствам, которые используются во время разработки.

Во-вторых, популярностью в настоящее время пользуются программные продукты которые либо несут в себе средства модификации программ, либо являются настолько простыми и универсальными, что не требуется их доработка. Разработка сред со своими собственными средствами и языками модификации данных является несколько усложненным и невыгодным при использовании поскольку сомнительно, что собственный язык будет настолько лучше уже существующих, чтобы имело смысл его изучать и использовать в качестве стандартного на данном предприятии. Кроме того, проблема “запаздывания” разработки, очевидно, в этом случае увеличивается.

В-третьих, при разработке ИАС должен соблюдаться модульный принцип организации приложений и данных поскольку в этом случае могут производиться дополнения и изменения с меньшими затратами и гарантировано отсутствие изменений в частях, которые не затрагиваются при модификации других частей.

Таким образом:

1. ИАС - это открытая, модульная система, использующая архитектуру клиент-сервер с реализацией правил бизнес логики как COM объектов сервера транзакций.

2. Уточнение свойств объектов, которыми оперирует ИАС может быть произведено пользователем на описательном уровне.

3. Модули, реализующие новые объекты и функции системы должны создаваться в основном на уровне сервисов и объектов сервера.

4. Рабочие места специалистов (АРМы) должны компоноваться как контейнеры, содержащие модули (экранные формы и процедуры обработки отчетов) работы с отдельными объектами ИАС и, возможно, создаваться на уровне описаний того, что включает в себя данный АРМ.

5. Должны использоваться готовые программные продукты, поддерживающие работу с базами данных. Например, генератор отчетов MS Excel.

6. Существуют компоненты ИАС, которые обладают подобной структурой и используют одинаковые методы обработки данных для всех предприятий и учреждений («структурный инвариант ИАС»), например, бухгалтерия (АРМ главного бухгалтера), которая вследствие того, что принципы ведения бухгалтерского учета едины для любых организаций (принцип двойных проводок и журнально-ордерная система отчетности). Например, организационную структуру учреждения или персонал организации. Другим типом задач («функциональным инвариантом ИАС») являются компоненты ИАС, которые выполняют одинаковые функции, но исходя из различных соображений и используя, быть может, различные исходные данные. К функциональным инвариантам можно отнести задачу расчета заработной платы. Функциональные инварианты должны быть реализованы как библиотека COM объектов. Важным в данном случае является то, что интерфейсы COM объектов такой библиотеки могут быть определены один раз и в дальнейшем не меняться.

Очевидно, что для описания специфики деятельности предприятия и уточнения содержания компонент-инвариантов потребуются дополнительные данные и функции их обработки. К уточняющим компонентам можно отнести, например, ученые степени сотрудников института. Как правило, уточняющие данные связаны с основными как многие к одному. Обеспечение связности данных производится на уровне объектов базы (связи и триггера). Удаление или перенос в архив основных данных должны производится вместе со всеми уточняющими записями. При этом работа с записями одной уточняющей таблицы реализуется на уровне хранимых процедур SQL сервера, а COM объект сервера транзакций обеспечивает последовательный вызов хранимых процедур для каждого объекта. Добавление, изменение и удаление уточняющих компонент не может привести, таким образом, к изменению структуры ИАС в целом, а только изменить содержание некоторых отчетов.

Кроме вышеперечисленных есть модули, реализующие частные задачи и взаимодействующие с инвариантами системы и дополнительными модулями. Если рассматривать учет материальных ценностей и проекты организации, то задачи обработки заявок и получения материалов являясь дополнительным сервисом связывает эти инварианты. Дополнительными модулями являются, модули, обеспечивающие функции статистической и другой обработки информации хранящейся в одной базе данных и экспорт уже обработанного в другую базу. Примером такой задачи будет «оплата за обучение в вузе», которая связывает оплату каждого студента и кассу института, как часть АРМа главного бухгалтера. Другим примером является экспорт данных о выпускниках ВУЗа в базу выпускников всех учебных заведений России. Очевидно, что дополнительные модули могут не содержать никаких данных. В этом случае их реализация может заключаться в программировании COM объектов сервера транзакций и добавлением его вызова в программе клиента. Если для работы дополнительного модуля требуется хранение какой-то информации, таблицы могут создаваться в другой базе данных.

Поскольку любая ИАС содержит большое количество разнообразных данных, а одним из основных принципов реляционных баз данных является то, что в системе не должно быть дублирования данных, вопрос связей между компонентами один из основных. Некоторые связи являются атрибутами структуры данных отдельных компонент. Например, ссылка на сотрудника в таблице отпусков. Другие – это отдельные таблицы, реализующие отношения многие ко многим. Например, таблица назначений на должности, которая содержит две ссылки: на человека и на должность. Таблицы связей в этом случае могут содержать дополнительные данные, которые уточняют характеристики конкретной связи между экземплярами двух и более объектов. Такие таблицы являются основой для определения правил бизнес логики ИАС. Некоторые связи между данными системы могут быть временными и содержать только две ссылки. Назовем такой вид связи объединением. Очевидно, процесс создания таблиц связи, установления связей между записями и удаления связи можно автоматизировать поскольку необходимой для этого информацией являются только имена таблиц, которые необходимо связать, и полей этих таблиц, которые будут ключами связи и тех, в которых будет находиться содержательная информация (характеристики записей). Для определения конкретной связи достаточно двух списков в клиентском приложении, содержащих характеристики связываемых записей, и собственно механизма установления и удаления связи.

Таким образом, в информационно-аналитической системе (ИАС) предприятия или учреждения должны быть компоненты различной степени уникальности (имеется ввиду возможность их использования без изменений или с небольшими изменениями другой организацией). Различные части ИАС имеют различный «вес». Одни должны быть обязательно в любой системе; другие могут быть, а могут и не быть; третьи, описывающие временные связи, возникают в системе и исчезают из нее во время ее эксплуатации. Кроме того, некоторые объекты могут быть созданы только как часть других объектов.

 

- Понятие информационного менеджмента

- Предметная область информационного менеджмента

- Задачи информационного менеджмента

- Информация как ресурс управления

- Особенности восприятия информации и информационного усвоения

- Информационная инфраструктура организации

- Современные информационные технологии в системе управления

- Роль современных информационных технологий в появлении новых организационных форм предприятий

 

КРАСНОЯРСК 2012 Все права защищены!

Hosted by uCoz